1+1 = ПАРА!

Актерское мастерство в спортивных бальных танцах в паре

Зрителю, сидящему в театральном зале и наблюдающему за действием на сцене, интересен конфликт… ну, по крайней мере, взаимодействие актеров. Пустое пересказывание реплик не найдет отклик в сердце даже не самого взыскательного зрителя.

Зритель, наблюдающий за парами на паркете не менее придирчив в вопросах эмоционального общения. Ему столь же важно переживать отношения, происходящие между партнерами на паркете, сколь и между актерами на сцене. Именно поэтому танцорам также необходимо уметь правильно выражать свои эмоции (или выражать хотя бы что-то, потому что неэмоциональная пара – это незаметная пара).

редставьте себя среди незнакомых людей. Сможете ли Вы сходу раскрыться, стать душой кампании? Большинство ответят отрицательно (если, конечно, будут искренни к самим себе). А если рядом будет друг? А если компания уже давно знакомая? Ощущения будут совершенно разными, согласитесь!

Так вот турнир – это та же самая неизвестная кампания. Вы выходите на паркет, раскрываете душу перед незнакомыми людьми (а эмоциональный танец – это «душа нараспашку»). Невероятно трудно это сделать, когда Ваш же партнер – чужой человек или человек с чуждыми Вам взглядами или человек, с которым у Вас конфликт… продолжать можно бесконечно. Смысл в том, что гармония и понимание в паре – залог успеха и поступательного развития. Когда спокойно на сердце, тогда и техника может развиваться без препятствий.

Часто спортсмены (особенно маленькие) не стремятся найти точки соприкосновения, довольствуясь формальными отношениями двух людей, по воле судьбы оказавшихся в одной упряжке (паре). Иногда бывает, что объединяет пару только скомбинированная одежда для бальных танцев. Но умение контактировать обязательно для танцевальной пары!

В этой статье я расскажу о некоторых упражнениях, которые помогут танцорам почувствовать друг друга. Упражнения эти лучше всего проводить в танцевальной группе, но акцент все же смещать на каждую конкретную пару. Итак, начнем.

  1. Бег в резинке. Каждая пара получает резинку (дается сшитая кольцом широкая бельевая резинка). В каждой паре нужно определить, кто Ведущий, а кто Ведомый. По ходу игры роли будут меняться местами. Ведущий и Ведомый надевают на себя резинку и расходятся друг от друга на то расстояние, на которое позволит натяжение резинки. По сигналу начинается движение по комнате. Это может быть ходьба с разной скоростью и в разном темпе, бег, преодоление препятствий в виде столов и стульев, неожиданные повороты, остановки и другие движения. Главное – сохранить резинку на теле (причем, придерживать ее во время движения руками нельзя). Она должна быть упруго натянута между участниками так, чтобы не спадать с их тел, но и не рваться из-за лишнего напряжения.

    Упражнение направлено на чувство партнера, на взаимодействие, на контакт.

  2. Встреча. Начинается свободное движение участников по комнате. На партнеров смотреть не нужно. Двигаться, как бы погруженным в собственные мысли. Избегать не только столкновений, но даже касаний. Движения легкие и свободные. Не снижая темпа, нужно заполнить равномерно все части комнаты. Даже углы не оставлять пустыми.

    Затем добавить контакт глазами с каждым, кто проходит рядом. Секундная задержка – остановка на зрительный контакт – и вновь движение к следующей встрече. Приостановились – взгляд – движение.

    Следующий этап – наполнение встречи эмоциями. Что выражает взгляд при каждой новой встречи: радость, удивление, приветствие, безразличие и др.

    Далее при движении каждому, кто встретится нам на пути, нужно пожать руку. Темп не снижается, поэтому придется быть достаточно расторопными, чтобы успеть здороваться и с теми, кто проходит справа от вас, и с теми, кто пробегает слева. Важно не пропустить ни одного человека, никого не оставить без приветствия. Ходить кругами не обязательно: вся комната в распоряжении. В выборе маршрута приветствуется импровизация.

    Теперь вместо рукопожатия нужно коснуться каждого встречного той частью тела, которую называет ведущий. «Локоть!» - значит, к локтю встречного прикладываете свой локоть и останавливаете бег, пока ведущий не проверит, все ли нашли себе пару. «Плечо!» - значит, стоим плечом к плечу.

    пражнение помогает установлению мгновенных и долговременных контактов (взглядом, телом) или уклонению от них.

  3. Пять скоростей. Танцорам предстоит превратиться в людей, у которых есть только пять скоростей движения. Первая скорость – самая медленная. Все тело будто заморожено. Эта скорость требует от танцора немалого напряжения и умения владеть своим телом, не делать резких движений, все выполнять плавно. При второй – темп чуть-чуть ускоряется. Любое движение происходит быстрее, чем при первой скорости, но еще не в обычном темпе обязательно в удобной обуви для бальных танцев. Третья скорость – это обычный, повседневный темп каждого из вас. Четвертая скорость – это ускоренный темп. Так мы существуем, когда напряжены, что-то тревожит нас, создает дискомфорт, волнение, напряжение. Это, порой, торопливость, суетливость, нервозность. Пятая скорость – почти бег. Все происходит в темпе, преувеличенно быстром. Теперь попробуем просуществовать в каждой из скоростей. Ведущий называет скорость, а участники пытаются практически освоить ее.

    Нужно уметь заставить весь организм переключаться быстро и точно со скорости на скорость, давать команду мышцам запомнить разницу между темпами.

  4. Поводырь. В танце важно доверие партнерши партнеру, умению его слушать и слушаться. В каждой паре партнерша закрывает глаза, партнер берет ее за руку и отводит на любое место на площадке. С командой каждый партнер начинает водить партнершу по площадке, используя всевозможные направления, но без единого слова. Партнерша же, слушая импульсы, корректирует свое перемещение. Со временем стиль ведения можно менять: за одну или две руки, в разных темпах, в паре, паровозиком, под руку и т. д.

    Постепенно партнерша учится понимать направление движения партнера и, возможно, даже его предугадывать.

  5. Зеркало. Танцоры в паре становятся лицом друг к другу. Один из играющих делает замедленные движения. Другой должен в точности копировать все движения напарника, быть его «зеркальным отражением». На первых порах проработки задания ведущий налагает некоторые ограничения на действия «оригинала»:
    • не делать сложных движений, т. е. не производить одновременно несколько движений;
    • не делать мимических движений;
    • выполнять движения в очень медленном темпе. Через некоторое время учащиеся меняются ролями.

    В ходе выполнения упражнения учащиеся, работающие на "отражение", довольно быстро научаются чувствовать тело партнера и схватывать логику его движений. От раза к разу следить за "оригиналом" становится все легче и все чаще возникает ситуация предвосхищения и даже опережения его действий. Данное упражнение - очень хорошее средство для установления психологического контакта.

  6. Тень. Учащиеся разбиваются на пары. Один из них будет Человеком, другой - его Тенью. Человек делает любые движения. Тень - повторяет. Причем особое внимание уделяется тому, чтобы Тень действовала в том же ритме, что и Человек. Она должна догадаться о самочувствии, мыслях и целях Человека, уловить все оттенки его настроения.

    Упражнение помогает «почувствовать» партнера.

  7. Сиамские близнецы. Учащиеся разбиваются на пары. Ведущий предлагает каждой паре представить себя сиамскими близнецами, сросшимися любыми частями тела. Они вынуждены действовать как одно целое. Пройтись по комнате, попробовать сесть, привыкнуть друг к другу. И показать какой-нибудь эпизод из жизни: завтрак, одевание и т. д.

    Упражнение тренирует навыки взаимосвязи и взаимозависимости в едином взаимодействии.

  8. Пластилиновые куклы. В ходе этюда участникам предстоит превратиться в пластилиновую куклу. В упражнении три этапа. По первому хлопку один из партнеров становится пластилиновой куклой, которая хранилась в холодном месте. Материал утратил свою пластичность, он тверд, жесток. Второй хлопок знаменует начало работы с куклами. Второй партнер будет менять позы первого, но застывшая форма осложнит задачу, и он должен будет чувствовать определенное сопротивление материала. Третий хлопок – начало последнего этапа упражнения. В комнате, где находятся пластилиновые куклы, включили все обогревательные приборы. Куклы начинают размягчаться. Это процесс, а не мгновенная реакция. В первую очередь оплывают от тепла те части кукольного тела, где пластилина меньше (пальцы рук, руки, шея), затем размякают ноги. И в итоге кукла «стекает» на пол и превращается в горку, бесформенную массу.

    Размягчение кукол до состояния полной утраты формы – абсолютное мышечное освобождение.

  9. Скульптор и глина. Учащиеся разбиваются на пары. Один из них - скульптор, другой - глина. Скульптор должен придать глине форму (позу), какую захочет. «Глина» податлива, расслаблена, «принимает» форму, какую ей придает скульптор. Законченная скульптура застывает. Скульптор дает ей название. Затем «скульптор» и «глина» меняются местами. Учащимся не разрешается переговариваться.

    Упражнение учит законам механики тела, взаимозависимости внешних факторов влияние и внутренней реакции на них.

  10. Согласованные действия. Навыки взаимосвязи и взаимодействия хорошо тренируются упражнениями на парные физические действия. Паре предлагается выполнить этюды: пилка дров; гребля; перемотка ниток; перетягивание каната и т. д.

    Сначала эти упражнения представляются довольно простыми. Однако при выполнении их учащимся необходимо помнить о согласованности действий и о целесообразности распределения напряжения. Можно предложить включиться в выполнение упражнения и другим учащимся (перетягивание каната, прыгалки, игра в воображаемый мячик и т. д.).

    Упражнение направлено на бесконтактное, но одновременное действие двух участников, учит обмену энергетикой.

  11. Конфликт. Паре предлагается показать несколько пластических мизансцен (в статике), изображающих конфликтную ситуацию. Найти внутреннее оп­равдание каждой мизансцене тела. Дать название конфликтным ситуациям.

    Цель упражнения – описание и обоснование каждой позы и каждого движения – очень важного момента в понимании и исполнении танца.

Постоянно выполняя описанные выше упражнения, пара сможет лучше понимать и чувствовать друг друга, как на тренировках, так и на турнирах; ярче выглядеть (а значит, быть интересной зрителю). А это значит, что и гармония в паре наступит гораздо скорее!

Все статьи